Типы автомобильных радиаторов. Радиатор радиатору рознь.

Типы автомобильных радиаторов. Радиатор радиатору рознь.

Не имея хотя бы основной информации о радиаторах, при покупке нового легко сделать ошибку, чреватую последствиями.

Во время заправки машины мы редко когда осознаем, что большинство энергии, полученной от только что залитого в бак топлива, будет бесполезно потрачено. Так называемый термический баланс любого двигателя внутреннего сгорания представлен так, что лишь около одной третьей, произведенной двигателем энергии, превращается в движущую силу (иначе говоря, используется для движения машины), около 30% исчезает вместе с выхлопными газами, почти 10% используется для преодоления внутренних сопротивлений элементов привода. Остальную энергию (также около одной третьей) в виде тепла должна забрать система охлаждения.

Эффективность в любой ситуации

Если данное тепло не было бы вначале перенято, а затем передано в атмосферу, наступило бы опасное повышение температуры двигателя, в особенности тех элементов, которые подвергаются чрезмерному нагреву, то есть: головки цилиндра, поршней, колец. В результате это могло бы привести к таким повреждениям, как например:

— деформация головки цилиндра, что впоследствии обычно приводит к повреждению прокладки головки цилиндра;

— остановка поршневого кольца в желобках (по причине загрязнения деградированным моторным маслом), что вызывает немедленную потерю компрессии, продувку выхлопных газов в кривошипную камеру, а в итоге начало ускоренного износа двигателя;

— расширение поршней и в итоге заклинивание двигателя.

Чтобы избежать возникновения вышеперечисленных ситуаций, надо быть уверенным, что в любом случае излишек тепла будет систематически отводиться от двигателя. Особенно когда автомобиль эксплуатируется в самых трудных, с точки зрения тепловой нагрузки, условиях, то есть:

— когда в жаркий день, буксируя тяжелый прицеп, поднимается на значительную возвышенность;

— медленно движется (а в сущности стоит) в пробке.

Таким образом, вся система утилизации тепла, производимого мотором, должна быть настолько тщательно разработана, чтобы также в данных обстоятельствах исполнила свою роль (даже с запасом). Этого же можно добиться только тогда, когда используем радиатор (или радиаторы, так как иногда охлаждается также моторное масло) соответствующей продуктивности. Прежде всего, радиатор должен иметь достаточно большую поверхность, которая отдает тепло (ее составляют трубки и находящиеся между ними ламели), а также конкретный объем. Необходимым является также свободный и достаточно сильный обдув радиатора.

Решающие плюсы и минусы

Дополнительно, перед конструкторами, проектирующими системы охлаждения, всегда ставится еще один вызов – достигнуть соответствующего результата при как можно малых затратах. Ведь каждый производитель стремится к ограничению себестоимости производства автомобилей (которую составляют также расходы, потраченные на элементы системы охлаждения, в том числе на радиаторы). В дальнейшем именно этот фактор решает, удастся ли предложить клиентам автомобиль по конкурентоспособным ценам или нет.

Что касается радиаторов воды, которым посвящена данная статья, инженеры, ответственные за систему охлаждения, теоретически имеют достаточно широкое поле для маневра. Для выбора есть несколько типов радиаторов. Однако следует помнить, что каждый из них имеет свои ограничения. Радиатор стоит подбирать тщательно, руководствуясь не только низкой ценой. Это легко понять, когда мы проанализируем все недостатки и преимущества основных типов радиаторов. Они представлены следующим образом:

1. Радиаторы с круглыми трубками, собранные механически.

Недостатки:

— небольшая теплопередающая поверхность из-за круглого разреза трубок;

— небольшая прочность, а тем самым, большая угроза потери плотности из-за колебаний, производимых мотором;

— необходимость употребления высокого качества (не изнашиваемых) прокладок трубок, по причине очень важной роли, которую данные трубки исполняют (к сожалению, многие производители игнорируют данный фактор или из-за недостаточного опыта, или в погоне за как можно низкой себестоимостью производства).

Преимущества:

— низкая себестоимость производства (круглые трубки дешевле, чем овальные, можно применить более простое, а значит более дешевое производственное оборудование, производство может быть осуществлено в небольших помещениях).

2. Радиаторы с овальными трубками, собранные механически.

Недостатки:

— также малая твердость;

— тоже высокие требования относительно качества прокладок;

— патентные условия, позволяющие только небольшому количеству производителей производить радиаторы данного типа в соответствии с законом.

Преимущества:

— значительная поверхность, непосредственно отдающая тепло, ввиду овального (сплющенного) разреза трубок;

— более низкая цена, чем радиаторов, выполненных в технологии спекания.

3. Радиаторы, произведенные при использовании технологии спекания (пайка).

Недостатки:

— относительно высокие производственные затраты (продукция требует дорогого, специализированного оборудования, просторных цехов, большого опыта).

Преимущества:

— большая твердость и прочность, что в случае радиаторов для высокодинамичных  двигателей имеет принципиальное значение;

— большая поверхность, отдающая тепло, поскольку овальные трубки крепко соединены с алюминиевыми боками, составляют одновременно основания, к которым пластиковые бачки радиатора крепятся при помощи резиновых прокладок типа о-ринг, менее подверженных повреждениям, чем прокладки, исполуемые во время монтажа радиаторов, собранных механически.

4. Радиаторы, спаянные без каких – либо резиновых элементов или искусственного материала – целиком выполненные из алюминия.

Недостатки:

— высокая цена (прежде всего исходящая из необходимости использования дорогих материалов, самых современных и дорогих технологических линий и технологий).

Преимущества:

— большая способность к теплоотдаче;

— большая твердость и прочность.

Еще раз подчеркнем, что в пункте 4 речь идет о радиаторах, произведенных из алюминия (высокосортного). Такие радиаторы фабрично монтированы в автомобилях высокого класса с очень мощными двигателями (напр. Audi A8 6.0 V12 / 48V, 450 л.с.). Кстати будет здесь сказать, что радиаторы с подобными свойствами используют в гоночных автомобилях или «дрифт-карах».

Более того, следует отметить, что автомобильные фирмы уже давно практически не применяют некогда повсеместно используемые произведенные из меди радиаторы, ввиду устаревшей, в большей мере, основанной на ручной работе технологии их производства и запредельных цен на медь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

Яндекс.Метрика