Топливная система

Топливная система

Что такое топливная система и для чего она необходима?

Конструкция автомобиля состоит из ряда систем, каждая из которых имеет своё предназначение и выполняет свои функции. Одной из таких систем является топливная система, система питания топливом, которая предназначена для работы с топливом. Топливная система обеспечивает питание двигателя автомобиля топливом, его хранение и фильтрацию.  Принцип работы топливной системы у дизельных и бензиновых двигателей устроен примерно одинаково, за исключением работы системы впрыска.

За последние несколько десятков лет конструкция топливной системы автомобиля перетерпела ряд многочисленных изменений, вплоть до изменения принципа работы системы. Так, например, в конце прошлого века широкое распространение получила  топливная система с карбюратором, который отвечал за подачу топлива.  Карбюраторная система характеризовалась большим расходом топлива, слабой мощностью и огромным количеством выбросов вредных продуктов сгорания в атмосферу. Спустя некоторое время, в связи с недостатками карбюраторной системы, устройство тогдашней топливной системы было полностью пересмотрено и изменено. Первым этапом на пути к улучшению работы системы подачи топлива стала система моновпрыска, состоящая из одной форсунки на все цилиндры. Система использовалась довольно долго, однако вначале 21-го века перестала удовлетворять требования автомобилистов. На замену ей пришла инжекторная система подачи топлива, в которой были устранены вышеперечисленные недостатки более старых систем впрыска. На сегодняшний день ижекторная топливная система является самой распространенной.

Устройство и принцип работы топливной системы

Общие сведения

Поскольку карбюраторная система уже практически не используется и встречается крайне редко, то имеет смысл поговорить о системе моновпрыска и непосредственно об инжекторной системе.

Система моновпрыска довольно проста, поскольку в ней присутствует относительно мало управляющей электроники, датчиков. Собственно из-за этого она и менее эффективна, чем, например, инжекторная. Отсутствие датчиков означает отсутствие поступающей информации, которая позволяет управлять системой впрыска и регулировать её исходя из нужд водителя. Система располагает одной форсункой, которая открывается в нужное время и подает топливо в камеру, где образуется топливная смесь (топливо и воздух). К форсунке топливо поступает из бака, при помощи насоса, попутно проходя через фильтры очистки.

Инжекторная система, в свою очередь, состоит из нескольких форсунок, равных количеству цилиндров. Каждая форсунка отвечает за один единственный цилиндр, куда и подает топливо. Конструктивно многоточечная система подачи топлива несколько сложнее, нежели система моновпрыска. В ней присутствует гораздо большее электроники, которая, за счет поступающей информации с датчиков, позволяет использовать топливо более рационально. Таким образом, данный тип системы подачи топлива признан более мощным, эффективным и экономичным. Тесты показывают, что инжекторная система увеличивает мощность двигателя примерно на 10%, не говоря о значительном снижении расхода топлива. Пониженный расход топлива, в первую очередь, обусловлен расположением форсунок, которые находятся возле впускного клапана. Одна из многочисленных проблем карбюраторной системы и системы моновпрыска – топливо, которое оседает на стенках коллектора. В  инжекторной системе потери топлива подобным образом снижены в несколько раз.

Конструкция топливной системы

Непосредственно сама топливная система состоит из ряда других устройств и систем, которые связаны между собой топливными шлангами и трубопроводами:
— топливный  бак;
— топливный насос;
— датчик уровня топлива;
— топливные трубки и шланги;
— система впрыска;
— топливные фильтры.

Топливный бак.  Топливный бак представляет собой емкость определенного объема, изолированную от атмосферы. Объем топливного бака зависит от марки и модели автомобиля. Главная и единственная функция топливного бака – хранение топлива для работы автомобиля. Как правило, в автомобилях топливный бак располагается в задней части кузова, на его днище.
Топливный насос.  Топливный насос устанавливается в самом баке и используется для подачи топлива в систему впрыска. Помимо этого, топливный насос необходим для поддержания рабочего давления во всей топливной системе, дабы топливные трубопроводы были постоянно заполнены топливом. Представляет собой герметичный корпус, в котором размещен электродвигатель, соединенный с жидкостным насосом. В качестве смазки конструктивных элементов насоса используется само топливо.
Датчик уровня топлива. Датчик, как и в случае с насосом, размещается в топливном баке и используется для сбора информации, касательно количества топлива, оставшегося в баке. Датчик уровня топлива –  конструкция, которая  состоит из поплавка и потенциометра.
Топливные фильтры. Топливные фильтры грубой  и тонкой очистки используются для фильтрации топлива. Фильтры устанавливаются непосредственно в топливной цепи, которая соединяет все элементы топливной системы. Фильтры грубой очистки представляют собой металлическую решетку, которая необходима для очистки топлива от крупных элементов. Фильтры тонкой очистки – бумага, через которую проходит топливо, очищаясь  от мелких посторонних элементов.

Принцип работы

Рассмотрим принцип работы топливной системы с использованием инжекторной системы впрыска. Ранее мы упоминали о том, что инжекторная система впрыска характеризуется наличием индивидуальных форсунок для каждого цилиндра. Форсунки соединены топливными трубопроводами, в которых топливный насос постоянно поддерживает рабочее давление. Установленные датчики регулярно передают данные в блок управления, который регулирует момент открытия форсунок и соответственно момент подачи топлива. Для полноценной работы инжекторной системы необходимо огромное количество всевозможных датчиков, передающих различные данные. Количество датчиков зависит от производителя системы впрыска и от её типа. Таким образом, цикл образования топливно-воздушной смеси довольно прост: из топливного бака, при помощи насоса, топливо, предварительно пройдя через фильтрующие элементы, подается на форсунки, через которые оно поступает в камеру смесеобразования.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

Яндекс.Метрика